Восточный ум и северный дух
11 апреля в Мемориальном музее А. Н. Скрябина состоялся вернисаж выставочно-музыкального проекта, посвященного теме Востока в жизни Александра Николаевича. Вернисаж посетила представитель Посольства Индии в РФ, директор Индийского культурного центра им. Дж. Неру г-жа МадхурКанкана Рой и поделилась собственными впечатлениями об искусстве композитора.
Великая Индия в творчестве и философии Александра Николаевича Скрябина всегда занимала особое место. Книги с пометками композитора, отражающие историю и философию Древнего Востока, в частности индуизма и буддизма, и другие мемории по индийской тематике из фондов музея, были восприняты собравшимися с большим интересом.
Восток, в особенности Индия, увлекала многих деятелей культуры в России. Устанавливались определенные культурные связи, налаживались контакты для обмена опытом и историей. Как отметила г-жа Рой «Хазрет Инайят Хан говорил, что русские имеют восточный ум и северный дух». К слову, Инайят Хан знал лично Скрябина и бывал у него в гостях в этой квартире.
Директор музея Александр Лазарев отметил, что сегодня вернисаж сопровождает голос мемориального рояля. В этот торжественный вечер молодому пианисту, лауреату международных конкурсов, выпускнику РАМ им. Гнесиных (класс профессора Татьяны Зеликман) Милену Эаратху выпала возможность исполнить гостям сочинения Л. ван Бетховена и К. Дебюсси на личном инструменте композитора – знаменитом Bechstein, подаренном представителем фирмы и близким другом Скрябина Андреем Дидерихсом.
В рабочем кабинете композитора расположены чеканка, изображающая ключевые моменты жизни Будды. Это массивный медный барельеф с совершенно чудными иллюстрациями. В витринах представлены книги из личной библиотеки композитора, связанные с Индией, рабочая тетрадь с выписанными санскритскими словами, маленькие статуэтки слонов и другие диковинные экспонаты. А над нотной конторкой висит эскиз храма для Мистерии, которую Александр Николаевич мечтал исполнить именно в Индии. Эскиз пера композитора пленяет своей нестандартными формами и изгибами, в видении Скрябина куполообразное строение должно было быть с «текучей», как музыка, архитектурой.
«В далекой Индии, на берегу зачарованного озера, из драгоценных камней, фимиамов и красок заката должен быть построен храм для исполнения Мистерии, …в небе над Гималаями зазвенят мистические колокола, и на их зов все населяющие Землю народы пойдут в Индию, чтобы принять участие в исполнении величественной симфонии Преображения. В грандиозном синтезе сольются звук и свет, ласки и ароматы, танцы и шествия, мыслеобразы и «воображаемые звуки»
– писал Александр Николаевич своим близким.
Особое внимание собравшихся привлек старинный индийский струнно-щипковый музыкальный инструмент вИна сарасвати, используемый при исполнении индийской классической музыки. Экзотический инструмент был ранее подарен музею Индийским культурным центром имени Дж. Неру и гармонично вписался в общую атмосферу квартиры композитора.
«Один из великих философов, просветителей и борцов за свободу ИндииАбул Калам Азад говорил «сохранять значит создавать». И действительно, в Индии всегда с особым трепетом относились к таким формам искусства, как танец, музыка и другие, поскольку их сохранение и развитие обогащает людей. А музыка для нас — это только маленькое выражение гармонии Вселенной.Поэтому я считаю неудивительным, что Скрябин думал о создании утопичного мира «Мистерии» у подножья Гималаев. Он планировал увлечь не столько самих музыкантов, а сколько зрителей, и таким образом возвести все человечество на новый уровень. Сегодня мы собрались здесь, чтобы праздновать дух этого великого мастера. А этот инструмент – винасарасвати, которую подарила музею моя предшественница, бывший директор культурного центра Укша-Аркей, — это еще один пример той тесной связи, которая существует между нашим посольством и музеем Скрябина, и того, что все мы ценим и любим маэстро. Давайте вдохновимся его идеями о том, что культура и искусство могут возвысить не только человека, но и человечество в целом. Давайте вдохновимся его философией и искусством как способом создания лучшего мира не только для нас, но и для будущих поколений» – призвала всех почетный гость вернисажа г-жа Мадхур Канкана Рой, обращаясь к зрителям.
Музей рад, что данный проект открывает новый этап сотрудничества с Индийским культурным центром им. Дж. Неру.