En

Скрябин в доме Большого Николопесковского переулка

На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А.Ахматова «Поэма без героя»

Возможно, именно Анна Ахматова окрестила «Серебряным веком» сравнительно небольшой отрезок нашей истории, рубеж XIX –XX веков, хотя на авторство термина претендовали и философ Николай Бердяев, и писатели Николай Оцуп (1894-1958), Сергей Маковский (1877-1962). Тогда, на фоне всеобщей депрессии, ожидания неминуемой катастрофы, Россия переживала неслыханный доселе интеллектуальный, творческий подъем. Эта эпоха породила целое созвездие гениев. Она освещена именами поэтов Валерия Брюсова, Александра Блока, Андрея Белого, Константина Бальмонта, Бориса Пастернака, Вячеслава Иванова; философов Сергея Трубецкого, Николая Бердяева, Георгия Плеханова; художников Максимилиана Волошина, Михаила Врубеля, Николая Сапунова, Василия Кандинского; композиторов Сергея Рахманинова, Анатолия Лядова, Владимира Ребикова...

Но в этом созвездии имя Александра Скрябина сияло совершенно неповторимым светом. О нем говорили все. Не только как о музыканте. Не меньше толков вызывала его уникальная личность. «Звездой первой величины» называл молодого музыканта авторитетнейший композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

2 марта 1911 года в Москве, в Зале Благородного собрания состоялась премьера нового сочинения Александра Скрябина в исполнении недавно организованного оркестра Сергея Кусевицкого. «Исполнение в концерте было боем. Часть публики шикала, часть бешено аплодировала ... но ясно было, что это было огромное событие», — писали газеты.

Сочинение называлось «Прометей. Поэма Огня». На сцене расположился большой состав симфонического оркестра, рояль (солировал автор), орган и хор. В партитуру этого сочинения впервые в истории музыки была введена световая строчка Luce.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». И именно «провидец» в истории культуры — наиболее точный эпитет в отношении Скрябина. В какую бы область музыкального искусства он не углублялся, — он становился новатором.

Одно время Александр Николаевич преподавал в Московской консерватории — и стал первым из педагогов, чьи студенты воспитывались исключительно на высокохудожественной музыкальной литературе.

Концертирующий пианист с мировой известностью, он обладал уникальным исполнительским стилем, который позже воссоздали ярчайшие представители русской фортепианной школы — Владимир Софроницкий, Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс...

Гармонический язык его сочинений и по сей день звучит настолько свежо, как будто музыка написана сейчас.

Еще с юности Скрябин очень серьезно увлекся философией и постепенно его искания сформировались в собственную систему, впитавшую в себя и элементы учения идеалистов, и «Тайную Доктрину» Блаватской, и восточную мудрость...

Он опередил не только свое время. Он предвосхитил развитие современного искусства, его цветосветомузыка стала предшественницей светомузыки современных дискотек, его идея с объединением человечества воплощается теперь в огромном количестве средств коммуникации — интернета, социальных сетей, мобильной связи...

В жизни Скрябина было много мистических совпадений. Он родился в Рождество, 25 декабря 1871 года, а умер сразу после Пасхальной недели, непосредственно в день окончания контракта об аренде квартиры... Необыкновенно чистоплотный, франт, подолгу проводящий время перед зеркалом, скончался от заражения крови, вызванного карбункулом.

Это случилось в Доме №11 по Большому Новопесковскому переулку близ Арбата, где композитор прожил последние три года своей жизни.

В 1912 году Скрябин арендовал здесь квартиру на втором этаже московской городской усадьбы. Эта усадьба принадлежала приват-доценту Московского университета, российскому филологу-классику, специалисту в области исторической грамматики латинского языка, римской поэзии, ученику И.В. Цветаева Аполлону Аполлоновичу Грушка.

Здесь постоянно бывали наиболее яркие представители московской творческой интеллигенции, единомышленники и почитатели таланта композитора. Ю.Д. Энгель вспоминает: «”Дом” в эти годы стал значить для Скрябина гораздо больше, чем во время оно. Теперь он стал, можно даже сказать, домоседом. По-прежнему любил общество, но предпочитал, чтобы друзья собирались у него, — что и бывало почти каждый день, нередко до позднего часа. Любил “трапезу”, накрытый стол, разлитое по стаканам вино, сиденье за самоваром, — словом, все праздничное, приподнимающее, “пир жизни”».

В этом доме из постоянных гастрольных поездок ждала Александра Николаевича его семья (вторая гражданская жена Татьяна Федоровна Шлецер, ее мать, Мария Александровна Боти, тетя Любовь Александровна Скрябина и трое детей: Ариадна, Юлиан и Марина).

Исполнительская деятельность в последние годы заняла значительное место в жизни Скрябина: концерты были для него основным источником существования при сравнительно скромных и нерегулярных доходах от издания сочинений. Успешный пианист, он многократно выступал в эти годы в Москве, Петербурге, в других городах России, совершил несколько концертных поездок за границу. В начале 1914 года Скрябин выступил в Лондоне. Концертные планы были разрушены разразившейся летом 1914 года Первой мировой войной.

Между тем, все замыслы, все мечты Александра Николаевича последних лет были связаны с созданием «Мистерии». Она, по замыслу Скрябина, должна была свершиться единственный раз в специально воздвигнутом большом храме в Индии, и сочетать в себе все виды искусств и даже запахи. Весь мир должен был стать участником грандиозного представления, достигнуть творческого экстаза, дематериализоваться, перестать существовать и возродиться в новом, духовном качестве. Скрябин щедро делился своими идеями с близкими; любил играть в кругу гостей свои только что написанные и порой еще и недописанные произведения с подробными пояснениями. Последние сочинения композитора явились отражением его основного опуса.

Со временем композитор, очевидно, начал осознавать невозможность реализации своего грандиозного замысла. Так зародился план создания «Предварительного Действа».

«Предварительное действо» призвано было стать чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии», ее «облегченным» вариантом. Поскольку Скрябин не связывал с ним идеи «мировых катаклизмов», рассматривая его, в общем, как «просто» художественное произведение, допускающее повторные исполнения, друзья композитора полушутя называли его «безопасной „Мистерией”».

Александру Николаевичу казалось, что он сможет полностью закончить это произведение уже к сезону 1915/16 годов. Он был настолько уверен в этом, что начал предварительные переговоры с фирмой Юргенсона относительно издания партитуры…

Наступил 1915 год. Его первые месяцы Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля в Малом зале Петроградской консерватории. Этому концерту суждено было оказаться последним.

Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым и 20 апреля слег. У него появился карбункул на губе, такой же, какой сделался год тому назад во время его пребывания в Лондоне. Однако на этот раз нарыв оказался злокачественным, и вызвал общее заражение крови. В один из моментов страданий композитор вскричал: «Нет, это невыносимо... Так значит, конец... Но это катастрофа!» Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало...

Известие о кончине Скрябина потрясло музыкальную общественность. Многочисленные музыканты, представители музыкальных учреждений из различных городов России устремились проститься со своим гениальным современником. 29 апреля состоялись похороны. Гроб несли на руках до кладбища Новодевичьего монастыря.

Он не искал — минутно позабавить,
Напевами утешить и пленить;
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.
Металл мелодий оп посмел расплавить
И в формы новые хотел излить;
Он неустанно жаждал жить и жить,
Чтоб завершённым памятник поставить,
Но судит Рок. Не будет кончен труд!
Расплавленный металл бесцельно стынет:
Никто его, никто в русло не двинет…
И в дни, когда Война вершит свой суд
И мысль успела с жатвой трупов сжиться,—
Вот с этой смертью сердце не мирится!
Валерий Брюсов Яковлевич «На смерть А. Н. Скрябина» 1915

Основные произведения

1898

«Мечты» («Rêverie») — прелюдия для большого оркестра, ми минор, ор. 24

Симфоническое
1896-1897

Концерт для фортепиано с оркестром, фа-диез минор, ор. 20

Симфоническое
1899-1900

Первая симфония. Для большого оркестра, ми мажор, ор. 26

Симфоническое
1901

Вторая симфония. Для большого оркестра, ор. 29, до минор

Симфоническое
1903-1904

Третья симфония. «Божественная поэма» («Poème Divin»), до мажор, ор. 43

Симфоническое
1905-1907

«Поэма экстаза» («Poème d’Extase»). Для большого оркестра, ор. 54

Симфоническое
1909-1910

«Прометей. Поэма огня» («Prométhée, le poème du Feu»). Для большого оркестра, фортепиано, хора, органа и световой клавиатуры, ор. 60

Симфоническое
1887-1893

Аллегро аппассионато (Allegro appassionato), ми-бемоль минор, ор. 4

Фортепианное
1888

Вальс, фа минор, ор. 1

Фортепианное
1903

Вальс, ля-бемоль мажор, ор. 38

Фортепианное
1905

Вроде вальса («Quasi valse»), ор. 47

Фортепианное
1895?-1897

Концертное аллегро (Allegro di concert), си-бемоль минор, ор. 18

Фортепианное
1909

Листок из альбома («Feuillette d’album»), ор. 58

Фортепианное
1888-1890

Мазурки ор. 3, №№1-10

Фортепианное
1899

Мазурки, ор. 25, №№1-9

Фортепианное
1903

Мазурки, ор. 40, №№1,2

Фортепианное
1890

Ноктюрны, ор. 5, №№1,2

Фортепианное
1897-1898

Полонез, си-бемоль минор, ор. 21

Фортепианное
1914

Поэма «К пламени» («Vers la flame»), ор. 72

Фортепианное
1903

Поэма, ор. 41

Фортепианное
1911-1912

Поэма-ноктюрн, ор. 61

Фортепианное
1903

Поэмы, ор. 32, №№1,2

Фортепианное
1905

Поэмы, ор. 44, №№1,2

Фортепианное
1913

Поэмы, ор. 63: №1 «Маска» («Masque»), №2 «Странность» («Etrangeté»)

Фортепианное
1913

Поэмы, ор. 69, №№1,2

Фортепианное
1913

Поэмы, ор. 71, №№1,2

Фортепианное
1903

Прелюдии («Четыре прелюдии», «Quatre préludes»), ор. 33, №№1-4

Фортепианное
1914

Прелюдии («Пять прелюдий», «Cinq préludes»), ор. 74, №№1-5

Фортепианное
1888-1896

Прелюдии, ор. 11, №№1-24

Фортепианное
1895

Прелюдии, ор. 13, №№1-6

Фортепианное
1895-1896

Прелюдии, ор. 15, №№1-5

Фортепианное
1894-1895

Прелюдии, ор. 16, №№1-5

Фортепианное
1895-1896

Прелюдии, ор. 17, №№1-7

Фортепианное
1897-1898

Прелюдии, ор. 22, №№1-4

Фортепианное
1900

Прелюдии, ор. 27, №№1,2

Фортепианное
1903

Прелюдии, ор. 31, №№1,2

Фортепианное
1903

Прелюдии, ор. 35, №№1-3

Фортепианное
1903

Прелюдии, ор. 37, №№1-4

Фортепианное
1903

Прелюдии, ор. 39, №№1-4

Фортепианное
1905

Прелюдии, ор. 48, №№1-4

Фортепианное
1912-1913

Прелюдии, ор. 67, №№1,2

Фортепианное
1889

Прелюдия, си мажор, ор. 2 № 2

Фортепианное
1894

Пьесы для левой руки, ор. 9: №1 Прелюдия, №2 Ноктюрн

Фортепианное
1905

Пьесы, ор. 45: №1 Листок из альбома («Feuillette d’album»), №2 «Причудливая поэма» («Poème fantasque»), №3 Прелюдия

Фортепианное
1905

Пьесы, ор. 49: №1 Этюд, №2 Прелюдия, №3 Мечты (Rêverie)

Фортепианное
1906

Пьесы, ор. 51: №1 «Хрупкость» («Fragilité»), №2 Прелюдия, №3 «Окрыленная поэма» («Poème ailé»), №4 «Танец томления» («Danse languide»)

Фортепианное
1905-1907

Пьесы, ор. 52: №1 Поэма, №2 «Загадка» («Enigme»), №3 «Поэма томления»

Фортепианное
1908

Пьесы, ор. 56: №1 Прелюдия, №2 «Ирония» («Ironies»), №3 «Нюансы» («Nuances»), №4 Этюд

Фортепианное
1908

Пьесы, ор. 57: №1 «Желание» («Desir»), №2 «Танец ласки» («Caresse dansée»)

Фортепианное
1910-1911

Пьесы, ор. 59: №1 Поэма, №2 Прелюдия

Фортепианное
1903

Сатаническая поэма («Poème satanigue»), ор. 36

Фортепианное
1905

Скерцо, ор. 46

Фортепианное
1913

Соната № 10, ор. 70

Фортепианное
1911-1912

Соната № 7, ор. 64

Фортепианное
1913

Соната № 8, ор. 66

Фортепианное
1913

Соната № 9, ор. 68

Фортепианное
1893

Соната № 1, ор. 6, фа минор

Фортепианное
1892-1897

Соната № 2 («Sonate-fantaisie»), соль-диез минор, ор. 19

Фортепианное
1897-1898

Соната № 3, фа-диез минор, ор. 23

Фортепианное
1901-1903

Соната № 4, фа-диез мажор, ор. 30

Фортепианное
1907

Соната № 5, ор. 53

Фортепианное
1911-1912

Соната № 6, ор. 62

Фортепианное
1914

Танцы («Два танца», «Deux danses») ор. 73: №1 «Гирлянды» («Guirlandes»), №2 «Темное пламя» («Flammes sombres»)

Фортепианное
1903

Трагическая поэма («Poème tragique»), ор. 34

Фортепианное
1900-1901

Фантазия, си минор, ор. 28

Фортепианное
1889

Экспромт в форме мазурки, до мажор, ор. 2 № 3

Фортепианное
1891

Экспромты в форме мазурки, ор. 7, №№1,2

Фортепианное
1894

Экспромты, ор. 10, №№1,2

Фортепианное
1895

Экспромты, ор. 12, №№1,2

Фортепианное
1895

Экспромты, ор. 14, №№1,2

Фортепианное
1887

Этюд, до-диез минор, ор. 2 № 1

Фортепианное
1894-1895

Этюды, ор. 8 №№1-12

Фортепианное
1903

Этюды, ор. 42 №№1-8

Фортепианное
1912

Этюды, ор. 65 №№1-3

Фортепианное

Scriabin in the house in Bolshoy Nikolopeskovsky Lane

The Galernaya arch sank into gloom,
In the Summer Garden a weathervane’s tune
Rang delicately, and a silver moon
Hung frozen over the Silver Age.
A. Akhmatova «A Poem Without A Hero»

Probably it was Anna Akhmatove who called that rather small piece of our history at the turn of XXth century “the Silver Age”, though a philosopher Nikolai Berdyaev and writers Nikolay Otsup (1894-1958) and Sergei Makovsky (1877-1962). In that period of time, amid global depression and the expectation of inavoidable disaster, Russia was passing through the incredible upsurge of intellectual and creative effort. This epoque gave birth to the whole genius galaxy: poets Valery Bryusov, Alexander Blok, Andrey Bely, Konstantin Balmont, Boris Pasternak, Vyacheslav Ivanov; philosophers Sergei Trubetskoy , Nikolai Berdyaev, Georgi Plekhanov; artists Maximilan Voloshin , Mikhail Vrubel, Nikolai Sapunov, Wassily Kandinsky; composers Sergei Rachmaninoff, Anatoly Lyadov, Vladimir Rebikov...

However the name of Alexander Scriabin shone the unimitable light in this galaxy. He was discussed by everyone, not only as a musician. His unique personality caused a lot of rumours. Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov, on of the most respected composers of the time, called him “a star of the first magnitude”.

On 2 March 1911, in Moscow, in the Hall of the Moscow Assembly of the Nobility there took place the first performance of a new Scriabin's work played by a newly organized orchestra of Sergey Kusevitsky. “The performance was a battle. One part of audience was hissing, another part was applausing wildly... but it was clear that it's a great event” - newspapers wrote.

The work was called “Prometheus. The Poem Of Fire”. On the scene there was a full orchestra, a piano (the author was playing it), a pipe organ and a choir. In the musical score of the symphony for the first time in music history there was a light line Luce.

«Prometheus” translated from the Ancient Greek means “foreseeing”. And this is the most suitable description for Scriabin himself. Whatever sphere of art he chose to work with, he became a pioneer in it.

When Alexander Nikolaevich worked in the Moscow Conservatory and became the first tutor whose students studied musical literature only of high artistic merit.

Scriabin was a worldwide famous concert pianist of extraordinary performing manner. It was later recreated by the best representatives of Russian piano school - Vladimir Sofronitsky, Genrikh and Stanislav Neigaouz, Sviatoslav Richter, Emil Gilels.

The harmonic language of his works sounds so freshly as if the music is composed by a modern author.

Since young age Scriabin was seriously interested in philospohy, and step by step his ideas formed his own new system, inspired by the idealist teaching, by “The Secret Doctrine” by Blavatsky, and by Eastern wisdom.

He was well in advance of his time, but also he anticipated modern art development, his light music has became the predecessor of colour music at modern discos, and his ideas of the mankind uniting comes true nowadays within the mens of communication – the Internet, social networks, mobile phones.

There was a plenty of mystical coincidences in Scriabin's life. He was born on 25 December 1871, at Christmas. He died just after the Easter week, straight in the day when his rental agreement expired. He was an unusually neat pearson, a smart-dresser, spending lots of time in front of the mirror – and he died of the septic fever caused by the carbuncle.

It happened at Bolshoy Nikolopeskovsky Lane, near Arbat street, in the house number 11, where the composer had lived his last three years.

In 1912 Scriabin rented an apartment here, on the first floor of mansion. This mansion belonged to the scholar, specializing in Latin historical grammar and Roman poetry, Apollon Apollonovich Grushka, whose teacher had been a famous scholar Ivan Tsvetaev.

This house used to be visited by the brightest creative intellectuals of Moscow, soul mates and admirers of Scriabin's art. J.D. Engel wrote: «Recently ”The House” began to mean much more for Scriabin than it used to earlier. Now he has turned into, in a manner of speaking, a domestic man. He was still fond of society, but now he preferred to gather friends at his place – and this happened almost every day, not infrequently till late. He used to like “feasts”, a table laid for dinner, glasses full of wine, long tea drinking from samovar, — in a word, everything joyful, uplifting, “a feast of life”».

Scriabin's family (his three children, his wife, her mother, and his aunt) lived in this house waiting for Alexander Nikolaevich from his endless tours.

The perfoming of music took a significant place in Scriabin's life within the last years of his life. Concerts were the main source of income, because he got rather modest earnings from the publication of his works. He was a successful pianist, and he put on lots of concerts in Moscow, Saint-Petersburg, and other Russian cities. He also made some tours abroad. In the beginning of 1914 Scriabin gave a concert in London, though his further plans were ruined by the beginning of the First World War in the summer of that year.

Meanwhile all thoughts of the composer were about the creation of the Mystery. According to Sciabin's plan, it should be performed only once in a big temple, built specially for this purpose in India, and it should combine all forms of art and even odours. The whole world should have been the participant of this enormous performance, it should have reached a creative ecstasy, a dematerialization, stopped being – and it should have been born in a new spiritual capacity. Scriabin shared his ideas with close people generously; he used to like performing just composed or even unfinished works with detailed explanations. The last works of composer reflected the idea of his main opus.

In course of time Scriabin apparently started to understand that his large project was impossible to realize. That's how the plan of Preparation for the Final Mystery appeared.

The Preparation was to become something in a kind of Mystery rehearsal, its light version. Scriabin considered it to be “just” a piece of art without “world cataclysms”, ehich could be performed more than once, and for that reason his friends half-jokingly called it “a harmless Mystery”.

Alexander Nikolaevich planned to have finished this work by the beginning of concert season of 1915/16. He was so sure about it that he started the preparatory conversations with Jurgenson music publishing house concerning the publication of musical score.

During first months of 1915 Scriabin gave a lot of concerts. In february he performed in Petrograd twice, and the success was very big. In this regard the extra third concert was organized in the Small hall of Petrograd Conservatory on 15 April. This concert was destined to be the last one.

Few days after his return to Moscow Scriabin felt bad, and on 20 April he was laid up. On his lip there appeared a carbuncle, the same as had appeared a year before, during his tour in London. But this time the abscess turned out to be malignant, and it caused a sepsis. In one moment of sufferings the composer cried: “But this pain is unbearable...This means the end...But this is a catastrophe!” He died in the early morning of 27 April.

The news about his decease shocked musical public. Plenty of musicians, workers of musical institutions from different Russian cities went to pay last respects to their genius contemporary. The funeral was on 29 April. The composer's coffin was carried to the Novodevichy Convent cemetary.

He didn't want to give a short amusement,
To capture and to console with his tune;
He dreamt of higher: to bring glory to the deity and to light up with sounds spiritual depths.
He dared to melt the metal of the music, he wanted it to pour in newer cast;
He tirelessly desired for life and living to leave the monument all ready and complete,
It's fate that judges. The work' is left unfinished!
Without effect is the metal cooling fast:
Nobody will be able to move it further...
And in the days when War is holding court and our thought is used to bloody harvest, -
My heart 's unable to live down with this one death!
Valery Bryusov «On death of A.N. Scriabin» 1915

Main works

1898

«Rêverie» — prelude for orchestra, E-minor, ор. 24

Symphonic
1896-1897

Concert for piano with orchesrta, F-sharp minor, ор. 20

Symphonic
1899-1900

First symphony. For orchestra, E-major, ор. 26

Symphonic
1901

Second symphony. For orchestra, ор. 29, С-minor

Symphonic
1903-1904

Third symphony. «Poème Divin»), С-major, ор. 43

Symphonic
1905-1907

«Poème d’Extase». For big orchestra, ор. 54

Symphonic
1909-1910

«Prométhée, le poème du Feu». For big orchestrа, piano, choir, organ and light keyboard, ор. 60

Symphonic
1887-1893

Allegro appassionato, E-flat minor, ор. 4

Pianoforte
1888

Waltz, F-minor, ор. 1

Pianoforte
1903

Waltz, A-flat major, ор. 38

Pianoforte
1905

«Quasi valse», ор. 47

Pianoforte
1895?-1897

Allegro di concert, B-flat minor, ор. 18

Pianoforte
1909

«Feuillette d’album», ор. 58

Pianoforte
1888-1890

Mazurkas ор. 3, №№1-10

Pianoforte
1899

Mazurkas, ор. 25, №№1-9

Pianoforte
1903

Mazurkas, ор. 40, №№1,2

Pianoforte
1890

Nocturnes, ор. 5, №№1,2

Pianoforte
1897-1898

Polonaise, B-flat minor, ор. 21

Pianoforte
1914

The poem «Vers la flame», ор. 72

Pianoforte
1903

The Poem, ор. 41

Pianoforte
1911-1912

Poème-Nocturne, ор. 61

Pianoforte
1903

Poèmes , ор. 32, №№1,2

Pianoforte
1905

Poèmes, ор. 44, №№1,2

Pianoforte
1913

Poèmes, ор. 63: №1 «Masque», №2 «Etrangeté»

Pianoforte
1913

Poèmes, ор. 69, №№1,2

Pianoforte
1913

Poèmes, ор. 71, №№1,2

Pianoforte
1903

Preludes («Quatre préludes»), ор. 33, №№1-4

Pianoforte
1914

Preludes («Cinq préludes»), ор. 74, №№1-5

Pianoforte
1888-1896

Preludes, ор. 11, №№1-24

Pianoforte
1895

Preludes, ор. 13, №№1-6

Pianoforte
1895-1896

Preludes, ор. 15, №№1-5

Pianoforte
1894-1895

Preludes, ор. 16, №№1-5

Pianoforte
1895-1896

Preludes, ор. 17, №№1-7

Pianoforte
1897-1898

Preludes, ор. 22, №№1-4

Pianoforte
1900

Preludes, ор. 27, №№1,2

Pianoforte
1903

Preludes, ор. 31, №№1,2

Pianoforte
1903

Preludes, ор. 35, №№1-3

Pianoforte
1903

Preludes, ор. 37, №№1-4

Pianoforte
1903

Preludes, ор. 39, №№1-4

Pianoforte
1905

Preludes, ор. 48, №№1-4

Pianoforte
1912-1913

Preludes, ор. 67, №№1,2

Pianoforte
1889

Prelude, B-major, ор. 2 № 2

Pianoforte
1894

Pieces for the Left Hand, ор. 9: №1 Prelude, №2 Nocturne

Pianoforte
1905

Pieces, ор. 45: №1 «Feuillette d’album», №2 «Poème fantasque», №3 Prelude

Pianoforte
1905

Pieces, ор. 49: №1 Etude, №2 Prelude, №3 Rêverie

Pianoforte
1906

Пьесы, ор. 51: №1 Fragilité», №2 Prelude, №3 «Poème ailé», №4 «Danse languide»

Pianoforte
1905-1907

Pieces, ор. 52: №1 Poème, №2 «Enigme», №3 «Poème languide»

Pianoforte
1908

Pieces, ор. 56: №1 Prelude, №2 «Ironies», №3 «Nuances», №4 Etude

Pianoforte
1908

Pieces, ор. 57: №1 «Desir», №2 «Caresse dansée»

Pianoforte
1910-1911

Pieces, ор. 59: №1 Poème, №2 Prelude

Pianoforte
1903

«Poème satanigue», ор. 36

Pianoforte
1905

Scherzo, ор. 46

Pianoforte
1913

Sonata № 10, ор. 70

Pianoforte
1911-1912

Sonata № 7, ор. 64

Pianoforte
1913

Sonata № 8, ор. 66

Pianoforte
1913

Sonata № 9, ор. 68

Pianoforte
1893

Sonata № 1, ор. 6, F-minor

Pianoforte
1892-1897

Sonata № 2 («Sonate-fantaisie»), G-sharp minor ор. 19

Pianoforte
1897-1898

Sonata № 3, F-sharp minor, ор. 23

Pianoforte
1901-1903

Sonata № 4, F-sharp major ор. 30

Pianoforte
1907

Sonata № 5, ор. 53

Pianoforte
1911-1912

Sonata № 6, ор. 62

Pianoforte
1914

Dances («Deux danses») ор. 73: №1 «Guirlandes», №2 «Flammes sombres»

Pianoforte
1903

«Poème tragique», ор. 34

Pianoforte
1900-1901

Fantaisie, B-minor, ор. 28

Pianoforte
1889

Impromptu a la masur, С-major, ор. 2 № 3

Pianoforte
1891

Impromptu a la masur, ор. 7, №№1,2

Pianoforte
1894

Impromptu, ор. 10, №№1,2

Pianoforte
1895

Impromptu, ор. 12, №№1,2

Pianoforte
1895

Impromptu, ор. 14, №№1,2

Pianoforte
1887

Etude, C-sharp minor, ор. 2 № 1

Pianoforte
1894-1895

Etudes, ор. 8 №№1-12

Pianoforte
1903

Etudes, ор. 42 №№1-8

Pianoforte
1912

Etudes, ор. 65 №№1-3

Pianoforte