«Шуманиана»
Концерт фортепианной музыки
«Шуманиана»
Концерт фортепианной музыки
11 июня в 19:00 на сцене «Дома Скрябина» известные пианисты Пётр Аверин и Елена Дроздова представят программу «Шуманиана». В концерте прозвучат знаменитые шумановские циклы – «Креслериана» op.16, «Фантастические пьесы» op.12 и «Симфонические этюды» op.13.
«Крейслериана» — это фортепианный цикл из восьми фантазий, пожалуй, самое знаменитое сочинение Роберта Шумана. Если «Симфонические этюды» можно отнести к Флорестану, то «Крейслериана» — это Эвсебий. В письмах того времени Шуман пишет, что его фантазия ничем так не окрыляется, как напряжением и тоской по нереализованной пока влюбленности, его буквально разрывает от избытка музыки в нем. «Крейслериану» Шуман писал с влечением и, по его словам, всего за несколько дней. Его название отсылает к первой новелле из «Фантазий в манере Калло» Гофмана — «Музыкальным страданиям капельмейстера Крейслера».
Гофман — один из самых ярких немецких писателей своего времени, но человек с не очень счастливой судьбой. Он с самого детства интересовался музыкой, живописью, литературой. Но он выбрал карьеру юриста и потом всю жизнь пытался выбраться из рутины дел, зарабатывать искусством, но этого у него не получалось.
Иоганн Крейслер как герой впервые появляется в произведении «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганна Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Кот Мурр — это реальный кот, который жил у Гофмана и умер от болезни, а писатель посвятил ему произведение.
«Симфонические этюды» — произведение, совершеннейшее во всех отношениях, пример вариаций нового романтического типа.
В 1837 г. Роберт Шуман создает одно из наиболее монументальных и масштабных своих произведений для фортепиано – «Симфонические этюды». Изначально Шуман воспользовался темой барона Фрикена, музыканта-любителя и опекуна его кратковременной невесты Эрнестины фон Фрикен.
Первоначальное название было несколько иным и связывалось с именами персонажей из «Давидсбунда» – «Этюды в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Такое заглавие (как и окончательное) свидетельствует о том, что композитор намеревался подчеркнуть в своем творении тембровое богатство фортепиано, оркестральность его звучания – и это намерение было блестяще реализовано: в фортепианной фактуре можно услышать и приемы, характерные для кларнета и фагота, и «скрипичные» пассажи, и «виолончельную» кантилену. Но не только с этим связано слово «симфонические» в заглавии произведения – оно подчеркивает масштабность формы, ведущую роль сквозного развития.
Образное содержание «Симфонических этюдов» Шуман сформулировал следующим образом: «Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие». В публикацию 1837 года вошли только 11 вариаций из 16. Однако Иоганнес Брамс при подготовке переиздания Этюдов в 1891 году восстановил пять этюдов, исключённых Шуманом. В дальнейших переизданиях зачастую пять «дополнительных», «посмертных» этюдов помещают после основных, при исполнении же пианисты часто вставляют их между любыми из 12.
Программа
I отделение
Р.Шуман – «Креслериана» op.16
Исполняет Петр Аверин (фортепиано)
II отделение
Р.Шуман – Симфонические этюды op.13
Р. Шуман – Ф. Лист – «Посвящение»
Исполняет Елена Дроздова (фортепиано)
Об исполнителях
Елена Дроздова – российская пианистка, принадлежащая безусловно к лучшим классическим музыкантам своего поколения. Обладает неповторимой творческой индивидуальностью, способной увлечь слушателя в глубины и просторы музыкальных миров. Елена – лауреат многих международных фортепианных конкурсов, в том числе и конкурса им. Ференца Листа в Венгрии. Невероятная способность погружаться в музыку так, как это делает она, а также искрящаяся виртуозность-свойственны только самым выдающимся музыкантам. Окончила Российскую Академию Музыки в Москве, класс проф. В.М. Троппа. Выступала на лучших площадках России и за рубежом: Светлановский, Камерный и Новый залы Московского международного Дома музыки, Большой зал Московской консерватории, Большой зал филармонии в Будапеште, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Варшавская филармония и др.
Пётр Аверин – блистательный виртуоз и выдающийся интерпретатор сочинений Франца Листа. В репертуаре пианиста есть все венгерские рапсодии композитора! Обладает яркой и глубокой индивидуальностью, его игре свойственен пианистический масштаб и импровизационность повествования.
Вот что пишут музыкальные критики о пианисте: «Петр Аверин – блестящий виртуоз с мягким и элегантным туше, предпочитает полностью доверять композитору и следовать его авторским указаниям с целью наиболее точного прочтения и «прочувствования» произведения, что особенно важно в романтической музыке. Его острота ритмического рисунка, недюжинно глубокое постижение лирических образов автора восхитительны! Аверин видит в нотах автора его жизнь и судьбу, а не высказывание на отдельную тему, и это буквально завораживает зрителей».