«С репертуара снять. Хранить вечно»
Совместно с Пермским театром оперы и балета
«С репертуара снять. Хранить вечно»
Совместно с Пермским театром оперы и балета
31 октября в 19:00 на сцене концертного зала «Дома Скрябина» выступит солистка Пермского театра оперы и балета Наталья Кириллова (сопрано) и профессор, заведующий кафедрой специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки Руслан Разгуляев (фортепиано).
Концерт посвящен забытым страницам русской и советской музыки первой половины XX века. В программу концерта вошли произведения 13-ти композиторов, среди которых есть более известные, как, например, Н. Мясковский и В. Шебалин, так и имена оставшиеся в тени, но — уверены авторы программы — незаслуженно.
«На концерте мы исполним произведения и тех, чьи имена сегодня звучат, и тех, о ком практически нет информации, а музыка дошла до наших дней. Мы хотим, чтобы эта музыка ожила, поскольку она весьма самобытна, — отмечает Наталья Кириллова, солистка Пермского театра оперы и балета, автор программы. — Интересно, что основа творчества этих авторов лежит в музыкальных традициях русских классиков, которые являлись также консерваторскими профессорами — прежде всего Н. Римским-Корсаковым и С. Танеевым. И это еще одна наша задача — показать, как эти традиции претворились в дальнейшем, под влиянием самых различных исторических и культурных событий. Кроме чисто эстетической радости, эти материалы помогают глубже понять эпоху и события, происходившие в 1 половине XX века».
Концерт — первый совместный проект в рамках сотрудничества Пермского театра оперы и балета и Мемориального музея А. Н. Скрябина.
Наталья Кириллова окончила Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки: в 2000-м факультет хорового дирижирования (класс Георгия Муратова), в 2007-м — факультет сольного пения (класс Людмилы Рубинской). В 2010-м — аспирантуру вуза. С 2009 года солистка Пермской оперы. В сценическом репертуаре: Фьордилиджи, Деспина, Графиня Розина, Донна Эльвира в трилогии Моцарта — Да Понте, Виолетта («Травиата» Верди), Октавия («Клеопатра») и Золушка («Синдерелла») — в операх Массне; Розина («Севильский цирюльник» Россини), Эвридика («Орфей» Монтеверди), Альцина (одноименная опера Генделя), Марселина («Фиделио» Бетховена), Фраскита («Кармен» Бизе), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Луиза («Дуэнья») и Нинетта («Любовь к трем апельсинам») — в операх Прокофьева, партия сопрано в «Свадебке» Стравинского.
Работала с такими режиссерами, как Майкл Хант, Маттиас Ремус, Филипп Химмельманн, Валентина Карраско, Андрейс Жагарс, Георгий Исаакян, Анна Абалихина, Филипп Григорьян; и дирижерами: Теодор Курентзис, Оливье Кюанде, Александр Анисимов, Валерий Платонов, Артем Абашев и др.
Весной 2012-го на телеканале «Россия-Культура» в рубрике «Романтика романса» состоялась премьера ее авторской программы, посвященной Сергею Дягилеву, а с сезона 2013/14 певица выступает как автор проекта «Антология русской музыки». В составе международной команды оперных звезд принимала участие в записи оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» под управлением дирижера Теодора Курентзиса (Sony Classical, 2014). Дважды была номинирована на российскую театральную премию «Золотая Маска»: в 2015-м — за роль Донны Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта, в 2019-м — за роль солистки в перформансе «Закрой мне глаза».
Руслан Разгуляев – концертирующий пианист, профессор, заведующий кафедрой специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения. В 2004 году закончил Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (класс заслуженного деятеля искусств России профессора В. Г. Старынина), в 2006 году – ассистентуру-стажировку при Нижегородской консерватории. Руслан Разгуляев неоднократно выступал с оркестром Нижегородской филармонии, камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода». Выступает с сольными программами в Китае, Сербии, а также в Нижнем Новгороде, Москве, Кирове, во Владимире и других городах России. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию о фортепианном творчестве композитора Дьёрдя Лигети. Принимал участие в следующих фестивалях: «Пианистические ночи» (Экс-ан-Прованс, Франция, 2005), Фестиваль современной музыки «Картинки с выставки» (Н. Новгород, 2008, 2012, 2022).
В 2009-2015 гг. руководил собственным проектом «ХХ век: современное прошлое» – циклом концертов в Нижегородской консерватории. Является автором цикла концертов «Музыкальная Атлантида», на которых звучит редко исполняемая музыка XX-XXI веков. В 2017-2018 гг. работал приглашенным профессором в Хунаньском педагогическом университете, г. Чанша (в рамках международного сотрудничества Хунаньского педагогического университета и Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки), читал лекции о русской фортепианной музыке в качестве приглашенного лектора для Ассоциации пианистов провинции Хунань. Регулярно является членом жюри конкурсов пианистов как в России, так и за рубежом.
Программа вечера
I отделение
Евгений Павлов (1894–1925)
«Прошедших дней…»
из вокального цикла «Три стихотворения А. Блока», ор. 7, № 2
Евгений Павлов
Вальс «Памяти Скрябина» фа-диез мажор
для фортепиано
Николай Мясковский (1881–1950)
«Три наброска на слова Вяч. Иванова», ор. 8
Николай Мясковский
Три пьесы из фортепианного цикла «Пожелтевшие страницы», ор. 31
Анатолий Александров (1888–1982)
«Три стихотворения В. Александрова», op. 14
Анатолий Александров
Соната для фортепиано № 5 соль-диез минор, ор. 22, I часть
Виссарион Шебалин (1902–1963)
«Подорожник», op. 5
три стихотворения А. Ахматовой
для голоса и фортепиано
Самуил Фейнберг (1890–1962)
«Друг мой милый…»
из вокального цикла «Три романса на слова А. Пушкина», op. 16, № 2
Сергей Василенко (1872–1956)
«Песня Офелии» из вокального цикла «Четыре песни для вокала с фортепиано», op. 13, № 3
слова Александра Блока
II отделение
Николай Голованов (1891–1953)
«Осенний вечер»
из вокального цикла ««Тютчевиана», ор. 40, № 2
слова Федора Тютчева
Георгий Катуар (1861–1926)
«Помогите!»
из вокального цикла «Шесть стихотворений К. Бальмонта», ор. 32, № 1
Михаил Гнесин (1883–1957)
«Туманы вечера»
из вокального цикла «Из современной поэзии», op. 5, № 3
слова Владимира Волькенштейна
Василий Золотарёв (1873–1964)
Сонатина
из цикла «Три легкие пьесы», ор. 14, № 1
для фортепиано
Василий Золотарёв
«Волна»
из вокального цикла «Семь романсов», ор. 29, № 7
слова Николая Минского
Леонид Половинкин (1894–1949)
Юмореска № 2
для фортепиано
Николай Раков (1908–1990)
«Еще томлюсь тоской желаний…», слова Федора Тютчева
«Серенада» из вокального цикла «Четыре романса», слова Афанасия Фета
«Слова любви» из вокального цикла «Четыре романса», слова Александра Крылова
Николай Раков
Соната № 2 для фортепиано ля мажор, I часть
Николай Мясковский
Три фрагмента
цикла «Шесть стихотворений А. Блока», ор. 20, №№ 1, 3, 5
Виктор Косенко (1896–1938)
«Ветер перелетный»
из вокального цикла «Четыре романса для голоса и фортепиано», ор. 1bis, № 4
слова Константина Бальмонта
Вход свободный по регистрации, количество мест ограничено.
Регистрация на событие откроется 18 октября.
Информация по тел.: +7 (499) 241-19-01