«Брамс и Вайнберг»
Сообщество солистов Backstage
«Брамс и Вайнберг»
Сообщество солистов Backstage
14 июня в 19:00 в концертном зале «Дома Скрябина» сообщество солистов Backstage представят новую программу, в которой объединят камерно-инструментальные ансамбли двух, казалось бы, очень разных композиторов – Иоганнеса Брамса и Мечислава Вайнберга. Оба композитора связаны мятущимся духом творческой личности, которая остро чувствует движение времени, сострадает всем и не может оставаться безучастной.
«Где то место, куда так отчаянно рвётся душа…? не найти дороги в детство, не отыскать ушедшую любовь, не вернуться чтобы исправить…. На картах не значится…»
Камерные произведения этих композиторов станут звучащими страницами дневников, где, не произнося ни слова, авторы откроют нам свою душу.
Этим вечером прозвучит одно из последних сочинений Иоганнеса Брамса – соната для кларнета (альта) и фортепиано №1 f-moll ор.120 в исполнении Александры Тельмановой (альт) и Серафимы Ушаковой (фортепиано). В последние месяцы 1890 года Брамс начинает подготовку к составлению завещания. В день своего пятидесяти восьмилетия в письме к своему издателю и другу Зимроку он излагает свои пожелания. Приходящие письма приносят печальные известия, круг его друзей сужается, и смерть вырывает у него кого-либо из любимых. Ещё и впервые за сорок лет происходит недопонимание и ссора с близким другом – Кларой Шуман. Побывав на концерте кларнетиста Рихарда Мюльфельда, Брамс так был восхищён единственной в своём роде игрой артиста, его звуком и манерой, что через два месяца после составления завещания, никогда не использовавший в своих камерно-инструментальных сочинениях кларнет, он пишет сразу несколько шедевров. В их числе и последние две сонаты ор.120, которые по традиции того времени были переложены автором сразу и для альта, а ещё позднее и для скрипки. В качестве примирения, перед премьерой, эта соната была исполнена на дне рождения Клары Шуман.
Когда через пару лет с Кларой случается удар, Брамс не может не отдавать себе отчёта в опасности и вынужден примириться с неизбежным. Его мысли отражаются в творчестве, его боязнь, предчувствие находят выражение в «Четырёх строгих напевах» для баса и фортепиано – произведении, которое Брамс ни разу не пожелал услышать в концертном исполнении, так как оно слишком волновало его. В качестве текста Брамс использовал отрывки из Библии и Книги Екклесиаста – одной из книг Ветхого Завета, утверждающей, что все в жизни человеческой суета сует. За неделю, к своему дню рождения, он заканчивает цикл песен, в это время Клара успевает ещё написать ему несколько вполне ясных слов. Три дня спустя близкого друга не стало.
В этот вечер «Четыре строгих напева» Иоганнеса Брамса, в переложении для виолончели и фортепиано Владислава Провотаря, для вас исполнят лауреаты международных конкурсов Владислав Провотарь и Серафима Ушакова.
«Композитор – это не забава, это вечный разговор, вечный поиск гармонии в людях и природе. Этот поиск – смысл и обязанность нашего кратковременного прохождения по земле.»
Мечислав Вайнберг
Во втором отделении прозвучит трио для скрипки, виолончели и фортепиано ор.24 Мечислава Вайнберга в исполнении Дарьи Дверник (скрипка), Максима Тарноруцкого (виолончель) и Екатерины Айзенштадт (фортепиано).
Трио стало первым послевоенным произведением Вайнберга – оно написано в июле 1945 года, через два месяца после Победы. И, кроме великой радости, композитор, чудом сбежавший из Польши в 1939 году, записывает, как в дневнике, на обычных нотных листках, великое горе и ужас, выпавшее на долю людей, свою скорбь и сострадание. Он ещё не знает тогда, что вся его семья погибла в концлагерях.