Олег Бугаев (виолончель), Александр Гиндин (фортепиано)
«Великие сонаты»
Олег Бугаев (виолончель), Александр Гиндин (фортепиано)
«Великие сонаты»
22 марта в 19:00 в концертном зале медиацентра «Дом Скрябина» состоится концерт «Великие сонаты», подготовленный Москонцертом. Исполнители: Олег Бугаев (виолончель) и Заслуженный артист России Александр Гиндин (фортепиано). В программе Сонаты для виолончели и фортепиано Сезара Франка и Сергея Рахманинова.
В истории музыки встречаются композиторы, которые, не будучи ценимыми при жизни, впоследствии признавались фундаментально важными представителями своего времени. Одно из таких имен – Сезар Франк (1822-1890) – французский композитор, педагог, органист, труженик и стоик, получивший первое признание в возрасте 68 лет, то есть, собственно, в год своей смерти. Его огромное наследие возделывалось на протяжении десятилетий самым «обыкновенным» образом. По окончании парижской консерватории, решив посвятить себя сочинению музыки, Франк оказался в ловушке: ради заработка служил церковным органистом, бегал по ученикам, давая уроки гармонии, полифонии, композиции, был заложником ежедневного режима, при котором на собственные сочинения ему оставалось от силы полтора-два часа в сутки. Как результат – три оперы, симфония, огромный каталог камерных произведений и репутация смиренного созерцателя почти баховского масштаба.
«Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость обстоятельств» (К. Дебюсси).
«Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души» (Р. Роллан).
Соната для виолончели и фортепиано ля-мажор является переложением одного из самых любимых исполнителями сочинений С. Франка – его скрипичной сонаты (1886). Легендарный скрипач Эжен Изаи исполнял эту сонату в мастерской французского скульптора Огюста Родена.
Творчество Рахманинова (1873-1943) расцвело быстро и, осененное вниманием и дружбой с Чайковским, было столь решительным, что и к остальным сторонам его деятельности стали прирастать категории «сенсационности». За одну из его ранних Прелюдий (до-диез минор) издателем был выплачен композитору невероятный по меркам того времени гонорар. В Большом театре Москвы, придя туда 28-летним, Рахманинов оказался самым молодым дирижером за всю историю театра. Его любили Станиславский и Чехов, которым он платил той же монетой, однажды даже сочинив романс в прозе под названием «Письмо К.С. Станиславскому».
«Рыцарственно-строгий и суровый облик на эстраде, внутренняя волевая сосредоточенность, сказывавшаяся во всем том, что можно назвать благородством артиста в его соприкосновении с искусством, – без тени панибратства» (Б. Асафьев).
Соната для виолончели и фортепиано была написана Рахманиновым летом 1901 года, ознаменованного окончанием затяжного душевного кризиса, созданием Второго фортепианного концерта и приходом на должность «самого молодого» главного дирижера Большого театра. Премьера сочинения состоялась в декабре того же года. Партию виолончели исполнял известный в то время Александр Брандуков, с которым дружил Чайковский. Первому исполнителю благодарный автор и посвятил эту музыку.
Ведет концерт Татьяна Сиверская.