С.В. Рахманинов «24 прелюдии»
Концерт класса П.В. Федотовой
С.В. Рахманинов «24 прелюдии»
Концерт класса П.В. Федотовой
25 февраля в 18:00 на сцене концертного зала медиацентра «Дом Скрябина» в рамках юбилейной программы к 150-летию С.В. Рахманинова состоится вечер «24 прелюдии для фортепиано», в котором студенты и ассистенты-стажеры Московской государственной консерватории класса профессора Полины Федотовой исполнят 24 прелюдии композитора. В концерте примут участие: профессор Полина Викторовна Федотова, ассистент профессора Хачикян Константин, Адлейба Лана, Перес Сиснерос Алехандро, Богданов Фёдор, Сафина Милана, Масляк Дарья, Курочкина Арина, Калугина Екатерина, Черкасов Георгий, Ли Шиян, Лю Юйтун, Гао Линчжи, Левочкина Варвара, Родин Владимир.
В одном из интервью 1941 года Сергей Васильевич Рахманинов высказался о малых музыкальных формах:
«Небольшая пьеса вполне может стать таким же шедевром, как и большое произведение… Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт. Когда пишешь для оркестра, само разнообразие инструментальных красок как-то подводит к различным мыслям и эффектам. Когда же я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно — вот самая трудная задача, стоящая перед художником».
24 прелюдии Сергея Рахманинова объединяют два опуса пьес – 23, 32 и открываются прелюдией до диез минор опус 3. Эти 24 пьесы не являются циклом в строгом смысле этого слова, однако, они охватывают 24 тональности, как и прелюдии Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Прелюдии Рахманинова обычно исполняются и соединяются произвольным выбором исполнителя. При этом некоторые шедевры из опусов 23 и 32 традиционно остаются в тени, в то время как другие из них стали невероятно популярны. Исполнение прелюдий Рахманинова одним циклом позволяет услышать все эти пьесы без исключений. Порядок чередования тональностей может показаться произвольным, однако, нельзя не заметить, как пьесы удачно следуют одна за другой, раскрывая контрастные образы, дополняя одна другую, нередко образуя пару из одноименных тональностей. Также нельзя не заметить «арку», перекинутую через весь цикл от первой до диез минорной прелюдии к последней – ре бемоль мажорной. Именно следуя авторскому замыслу, исполнители сыграют весь цикл Сергея Рахманинова.