«Поэма экстаза» и «Прометей»
Лектор – Даниил Топилин
«Поэма экстаза» и «Прометей»
Лектор – Даниил Топилин
Лекции №25 и №26 носят название ««Поэма экстаза» и «Прометей»: «тема самоутверждения» и объятая пламенем вселенная».
На лекциях речь пойдет о поздних симфонических произведениях А.Н. Скрябина. «Поэма экстаза» (1907) для большого симфонического оркестра – первая одночастная симфония Скрябина, созданная одновременно со Второй симфонией С.В. Рахманинова, Восьмой симфонией А.К. Глазунова, Восьмой симфонией «Тысячи участников» Г. Малера. «Поэма экстаза» с момента мировой и затем отечественной премьер занимает прочное положение в репертуарах ведущих симфонических оркестров мира; произведение Скрябина признано шедевром русской симфонической музыки, открывшего огромный простор для художественных прочтений и научных толкований.
Последним законченным произведением Скрябина для оркестра стал «Прометей» («Поэма огня», 1911) – сочинение для солирующего фортепиано, хора, органа, света и усиленного состава оркестра. Здесь одновременно сочетаются черты симфонии, фортепианного концерта, кантаты; однако для Скрябина это, прежде всего, симфония-поэма. Претворение симфонического метода достигло наивысшей точки. «Прометей» вошел в историю мировой музыкальной культуры как первое произведение с использованием световой строки. Техническое воплощение идеи синтеза музыки и света стало возможным только к концу столетия: «Прометей» совершил грандиозный прорыв в сфере художественной деятельности человека, даровал новые пути, вселил новые стремления и в определенной мере – предсказал будущее.
Музыка:
«Поэма экстаза» op.54, «Прометей» op.60
О лекторе:
Даниил Топилин – музыковед, педагог, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, специализируется на изучении музыкального наследия А.Н. Скрябина. Окончил теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (класс профессора А.Л. Маклыгина), аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных (научный руководитель – профессор Т.Ю. Масловская). В 2017 году удостоен Первой премии IV Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области культуры и искусства, в 2019 году защитил кандидатскую диссертацию «Русский космизм в музыкальной культуре рубежа XIX–XX вв.» (научный руководитель – профессор Т.Ю. Масловская). Область научных и педагогических интересов включает изучение русской музыкальной культуры рубежа XIX–XX вв. Регулярно публикует статьи в рецензируемых научных журналах «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных», «Ученые записки» Мемориального музея А.Н. Скрябина, «Музыковедение», «Музыка и время».
Юбилейный лекторий «Скрябин 150» проходит в рамках культурной программы «150 лет/Скрябин/150 дней», посвящённой 150-летию со дня рождения великого композитора, пианиста, философа и новатора Серебряного века. Масштабная образовательная программа лектория затронет все стороны жизни и творчества нашего выдающегося соотечественника.
Посетители лектория смогут познакомиться с фондовыми вещами и рукописям композитора, а также с неожиданной стороны взглянуть на знаковую фигуру в истории русской музыки.