6+

«Сонаты Л. ван Бетховена»

Совместно с Москонцертом

Концерт
23 Сентября
19:00
Большой зал

«Сонаты Л. ван Бетховена»

Совместно с Москонцертом

23 Сентября
19:00
Большой зал

23 сентября в 19:00 в концертном зале Медиацентра «Дом Скрябина» состоится концерт «Сонаты Л. ван Бетховена», организованный совместно с Москонцертом. 

Исполнители: заслуженный артист России Граф Муржа (скрипка) и лауреат международных конкурсов Евгений Стародубцев (фортепиано). Прозвучат Сонаты для фортепиано № 13, № 14 («Лунная») и Соната для скрипки и фортепиано ля мажор ор. 47 (№ 9) «Крейцерова».

«Крейцерова соната». Автограф на рукописи этой сонаты, хранящейся в боннском Доме Бетховена, выведен рукой композитора в правом верхнем углу: «Sonatamulattica, composta per il mulatto Brischdauer, granpazzo e compositore mulattico» – «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, великого сумасброда и мулатского композитора». И действительно, соната изначально посвящалась замечательному скрипачу и композитору, имевшему африканские корни, ученику самого Гайдна – Георгу Бриджтауэру. Георг рано проявил талант скрипача-виртуоза, и отец, по примеру Леопольда Моцарта, усиленно продвигал его, организуя концерты и распространяя слухи о том, что по рождению этот мальчик – абиссинский принц.

Талантом Георга заинтересовался английский двор, и юноша получил не только британское гражданство, но и возможность обучаться у выдающихся мастеров. Первое исполнение сонаты состоялось в загородном дворце парка Аугартен. В этом зале неоднократно выступал Моцарт, а венские аристократы охотно посещали концерты, начинавшиеся в восемь утра, поскольку это было престижно и модно. Успех премьеры был огромным. Бетховен восхищался мастерством Бриджтауэра. Но после выступления их пути разошлись, по словам современников «из-за дамы». Вскоре Бетховен предпочел переадресовать свое произведение Родольфу Крейцеру, французскому скрипачу, композитору и дирижеру. Крейцер был одной из ключевых фигур парижского музыкального мира, но по иронии судьбы сонату не полюбил и никогда не исполнял, указывая на то, что премьера сонаты уже состоялась без него. Тем не менее название «Крейцерова» вошло в историю не только музыки, но и литературы, благодаря одноимённой повести Льва Толстого.

Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» — это одно из самых известных и любимых произведений среди слушателей всего мира. Такое красивое и поэтичное название произведению дал музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти композитора. А если быть точнее, то не всему произведению, а только его первой части. Сам Бетховен назвал произведение «соната в духе фантазии».

Другие события

все